1918-1938 годы
После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма. Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким. В это же время перевёл драму Ф. Шиллера «Дон Карлос». В июле 1918 года Куприн был арестован за написание фельетона «Вел. Кн. Михаил Александрович», его обвиняли в контрреволюции.
В декабре 1918 года имел личную встречу с В. И. Лениным по вопросу организации новой газеты для крестьян «Земля», который одобрил идею, но проект был «зарублен» председателем Моссовета Л.Б. Каменевым.
16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П.Н. Краснов.
После поражения Северо-Западной армии находится в Ревеле, с декабря 1919 — в Гельсингфорсе, где сотрудничает с газетой «Новая русская жизнь»/
В начале июля 1920 г. Куприн с семьей перебрался в Париж. В творчестве Куприна эмиграционного периода можно условно выделить несколько доминирующих тем: революция и власть большевиков в России, ретроспективное освещение событий гражданской войны; повседневные события, путешествия, литературные портреты; воспоминания о старой России.
В 1919-1933 гг. им написано более 200 статей, очерков, фельетонов, литературных портретов, рецензий для русских периодических изданий Эстонии, Финляндии, Латвии, Франции. В начальный период эмиграции писатель заявил о себе как о яростном антибольшевистском публицисте, пытавшемся осмыслить российские события 1917-1919 гг. и создавшем злободневные статьи-отклики.
Годы эмиграции отмечены активной публицистической деятельностью. В 1920-е гг. созданы портреты героев эпохи: «Ленин», «Троцкий», «Генерал Врангель», «А.В. Колчак», «Крылатая душа (Н. Гумилев)» и др. В его текстах – сопоставление революционной России со сказочным голым королем, а большевистских преобразователей – с его портными-обманщиками («Королевские штаны»); размышления о пророчестве Достоевского в его «Бесах», о роли государств Антанты в неудаче Белого движения.
Куприн считал публицистику черной и неблагодарной работой, но бросить не мог: мучило безденежье, художественная литература не была востребована.
Помимо журналистской деятельности, Куприн занимался редакторской работой. В 1921 г. в Париже под редакцией Куприна вышли четыре номера литературно-художественного журнала «Отечество». С июля 1931 г. по июнь 1932 г. Куприн состоял главным редактором еженедельного журнала «Иллюстрированная Россия».
В период с 1923 по 1934 г. в разных изданиях опубликовал более 50 рассказов. Среди них: «Лимонная корка», «Сказка», «Песик – Черный Носик», «Судьба», «Золотой петух», «Однорукий комендант (Из семейной были)», «Пунцовая кровь», «Московская Пасха», «Пуделиный язык», «Дочь великого Барнума», «Инна», «Тень Наполеона», «Рассказы в каплях», «Завирайка», «Ольга Сур», «Дурной каламбур», «Геро, Леандр и пастух», «Четверо нищих», «Кража», «Обыск», «Допрос», «У Троице-Сергия», «Фердинанд», «Светоч царства», «Потерянное сердце», «Система», «Гемма», «Удод», «Наташа», «Резеда», «Бредень», «Ночная фиалка», «Блондель», «Вальдшнепы», «Костя Попов», «Царев гость из Наровчата», «Рассказ пегого человека», и др.
Были созданы и опубликованы в периодических изданиях циклы художеств, очерков: «Париж домашний», «Юг благословенный», «Мыс Гурон», «Югославия», «Рыжие, гнедые, серые, вороные...». Написаны крупные произведенияя: повесть «Купол святого Исаакия Далматского», романы «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета».
Литературная активность Куприна в эмиграции подтверждается выходом нескольких авторских сборников. В первые сборники: «Звезда Соломона» (Гельсингфорс, 1920), «Рассказы для детей» (Париж, 1921), «Суламифь» (Париж, 1921), «"Прапорщик армейский"» и другие рассказы» (Прага, 1921) - были в основном включены повести и рассказы, написанные еще в России.
В последующие вошли произведения, сочиненные в эмиграции. Последняя полоса его напряженного художеств, творчества отмечена выходом книг: «Новые повести и рассказы» (Париж, 1927), «Купол святого Исаакия Далматского» (Рига, 1928), «Храбрые беглецы: Рассказы для юных читателей» (Париж, 1928), «Елань» (Белград, 1929), «Колесо времени» (Белград, 1930), «Юнкера» (Париж, 1933), «Жанета» (Париж, 1934).
В последние годы парижской жизни Куприн работал над новой книгой портретов и воспоминаний «Воспоминания. О журналистах и писателях».
Бытовую сторону жизни Куприн в эмиграции можно охарактеризовать как неустроенную. Ввиду материальных затруднений приходилось менять квартиры, выбирая более скромные условия. Жена писателя Елизавета Морицевна, чтобы поддержать семью, открыла в 1926 г. переплетную мастерскую и русскую библиотеку, которые вскоре пришлось ликвидировать с убытком.
Последние годы на чужбине (1935-1937) отмечены болезнью: нарушилось мозговое кровообращение, повлекшее за собой ухудшение двигательной способности и резкую потерю зрения. Резко ухудшилось материальное положение семьи. По воспоминаниям дочери писателя Ксении, «бедность принимала жестокие формы. За неплатежи часто отключали газ, электричество, телефон».
В 1937 г. Куприны получили разрешение от советского правительства на приезд в СССР и 29 мая выехали из Парижа в Москву. Возвращению Куприна в Советский Союз предшествовало обращение полпреда СССР во Франции В.П. Потёмкина 7 августа 1936 года с соответствующим предложением к И. В. Сталину (который дал предварительное «добро»), а 12 октября 1936 года – с письмом к наркому внутренних дел Н.И. Ежову. Ежов направил записку Потёмкина в Политбюро ЦК ВКП(б), которое 23 октября 1936 года приняло решение: «разрешить въезд в СССР писателю А.И. Куприну».
Куприну была предоставлена квартира в элитном сталинском доме на Выборгской стороне в Лесном по адресу Ленинград, Лесной проспект, д. 61 (Дом специалистов).
По воспоминаниям современников, видевших Куприна в последние годы пребывания в эмиграции, а также посетившего его по приезде генерального секретаря Союза писателей В.П. Ставского, Куприн был слаб, болен, неработоспособен и не в состоянии ничего писать. О глубокой немощи Куприна свидетельствовали и навестившие Куприна позднее И. Билибин, В. Регинин, Н. Никандров, А. Катун, М. Куприна-Иорданская.
По утверждению культуролога Л. Рассказовой, опубликованный в июне 1937 года в газете «Известия» за подписью Куприна очерк «Москва родная», был на самом деле написан приставленным к Куприну журналистом Н.К. Вержбицким. Публиковалось также интервью с женой Куприна Елизаветой Морицевной, которая рассказывала, что писатель восхищён всем увиденным и услышанным в социалистической Москве.
По другим данным, он был вполне активен, подписал с Мосфильмом договор об экранизации рассказов «Штабс-капитан Рыбников» и «Гамбринус», присутствовал на военном параде на Красной площади, подписался на заем обороны.
Куприн умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.