top of page
Поиск
Татьяна Кайманова

«Хотел бы повидать Купришку»

Впервые встретились наши герои БУНИН и КУПРИН в 1897 г. в Одессе, вернее, ее пригороде – в деревушке Люстдорф, на берегу моря. Один из них, Куприн, был относительно голый – как раз выходил из пены морской. О встрече на морском берегу, затаенно грустя об умчавшейся молодости, написал в воспоминаниях общий друг, тоже писатель, Александр Митрофанович Федоров, и сам Бунин в письме к брату и позже на склоне лет в очерке на смерть Куприна. В купринистике традиционно отмечают, что Бунина и Куприна связывали дружеские отношения, хотя они и не всегда были ровными. Далее обычно следует реверанс в сторону И.А.: Бунин помог Куприну начать печататься в столичных журналах (?). Однако эта дежурная фраза легко опровергается. Куприн с 1893 г. публикуется в толстом столичном журнале «Русское богатство» (повесть «Впотьмах», 1893; повесть «Молох», 1896 и др.), он переписывается с редактором Н.К. Михайловским, секретарем А.И. Писаревым-Иванчиным в ту пору, когда Ванечка Бунин еще только на подступах к таким изданиям. Они встретились и сошлись сердцами. И не могут прожить друг без друга. В письме А.М. Федорова Бунину от 31 января (14 февраля) 1901 г. Куприн делает приписку:

«Милый Иван Алексеевич! Нарочно попросил Александра Митрофановича распечатать письмо… хочу лично послать тебе самый теплый привет. Для меня будет праздником тот день, когда увижу тебя. Целую тебя в сахарные уста. Твой А. Куприн» (ОГЛМТ. Ф.14. № 3177/20).

Бунин в письме А.П. Чехову от 20 марта 1901 г. из Одессы: «…Куприн, который просит меня низко поклониться Вам, – бьет баклуши и ничего с ним не поделаешь. А какой редко милый, умный и талантливый человек!» (РГБ. Ф.331. к.37. ед. 54. л.9-10. // Литературное наследство. Т.68. с.410. // И.А. Бунин. Письма 1885-1904. с.367) Вот такой литературный дуэт: Тирбушон и Куприша. Было у Бунина такое шутливое прозвище: маркиз Тирбушон (от франц. Tirbonchon – штопор) – им он подписывал письма к О.Л. Книппер-Чеховой. Холодок почувствовался после женитьбы Куприна на дочери издательницы журнала "Мир Божий" ( а через месяц Мария Карловна Давыдова сама стала издательницей) : «Свинство, что мы уходим друг от друга всё дальше и дальше. А я, ведь ей Богу, один из тех людей, которые любят тебя по-настоящему… Дорогой Сосипатр, не забывай меня!» (Из письма Куприна – Бунину. РГАЛИ. Ф. 44. оп.1. ед. хр. 141)


КУПРИН - БУНИНУ: «Ты знаешь, одного тебя из писателей люблю крепко и нелицеприятно, чту твой тонкий, аристократический талант как никто и горжусь твоей дружбой до того, что ревную тебя» (из письма Куприна – Бунину. 1909). Бунину он посвящает «Суламифь», напечатанную в альманахе «Земля» (1908). БУНИН - КУПРИНУ: И после недоразумений, недомолвок, недовольства по поводу загулов Куприна в 1909 г. Бунин признается другу: «Я тебя любил и буду любить – даже если тысяча черных кошек пронеслась между нами. Ты неразделим со своим талантом, а талант твой доставил мне много радостей» (И.А. Бунин. Письма 1905-1919. М., 2007. с.101). ДРУЖИТЬ ИМ БЫЛО НЕ ПРОСТО, учитывая характер Бунина, невероятные пассажи Куприна... К.И. Чуковский заметил: «Бунин завистлив, обидчив, злопамятен» (Чуковский К.И. Дневник. С. 56). Манию величия в Бунине фиксирует писатель С.Яблоновский, добавляя: «…ненавидит других». Сам же А.И. Куприн, зная Бунина глубже других и понимая его натуру, в письме к Б.А. Лазаревскому от 11 июля 1925 г. признается:

«Бунина я люблю, как огромного писателя. Люблю в нем нашу незабываемую молодость. Люблю в нем внутреннего человека. Но не люблю такого, каким он хочет казаться к своей собственной невыгоде» (РГАЛИ. Ф. 3101. оп1. ед. хр. 597).

17 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page